Основные вопросы, касающиеся процедуры приёма на работу

Кадровики хорошо знают, как происходит процедура приема на работу. Однако этот процесс связан с большим количеством нюансов, которые следует учесть. Кроме того, он требует системного подхода, то есть специалист должен соблюдать определённую схему. Незначительная оплошность, допущенная при трудоустройстве, влечёт много проблем для отдела кадров и всего предприятия со стороны прокуратуры и других уполномоченных органов власти. Рассмотрим более подробно, как происходит процедура приема на работу, в чём её особенности, на какие нюансы нужно обратить должное внимание.

Основные понятия

Процесс приема на работу — комплекс мероприятий, начинающихся с подачи профильным менеджером заявки в отдел кадров на трудоустройство компетентного специалиста. В маленьких компаниях он существенно упрощён. В структурах, где нет специализированного подразделения, процедура приема на работу сотрудника чаще всего ложится на плечи руководителя отдела, в котором не хватает работника, или на директора предприятия.

В любом случае сотрудник приступает к исполнению должностных обязанностей после прохождения следующих этапов:

  1. Написать заявление о приёме на работу.
  2. Подписать трудовой договор.
  3. Сообщить контактную информацию для заполнения личной карточки.
  4. Предоставить пакет необходимых документов. Их перечень зависит от специфики профессиональных обязанностей.

Прежде чем кандидатура будет согласована, он и кадровый работник должны выполнить ряд обязательных мероприятий.

Основания для трудоустройства

Поиск нового сотрудника начинается после подачи заявления начальника подразделения в отдел кадров. Чтобы вакансия была быстро закрыта, руководителю нужно указать профессиональные и личные качества, присущие потенциальному соискателю. После этого кадровый работник выполняет следующую пошаговую процедуру:

  • находит кандидатов;
  • организовывает собеседования и конкурсы;
  • проводит тестирование кандидатов;
  • определяет профессиональную состоятельность претендентов;
  • назначает собеседование с руководителем профильного подразделения.

Последнее слово о приёме на работу подобранного претендента оглашает начальник структурного подразделения. Кадровик только подготавливает кандидатов и занимается оформлением необходимых бланков.

Этапы трудоустройства

Чтобы процедура трудоустройства прошла согласно требованиям законодательства РФ, соискатель проходит 5 обязательных этапов:

  1. Подача заявления. Соискатель может обратиться с заранее подписанным документом в отдел кадров, чтобы быть в резерве. В этом случае, когда освободится вакансия, ему сообщат в числе первых.
  2. Сбор и подача документов.
  3. Знакомство с должностными инструкциями.
  4. Визирование трудового договора.
  5. Создание и подписание приказа.
  6. Оформление записи в трудовую книжку.
  7. Создание личного дела.

Соискателю необходимо предварительно подготовить перечень копий. В него входят: паспорт, свидетельство о страховании жизни, диплом или сертификат, подтверждающий получение высшего/среднего специального образования, а также прохождение тренингов и курсов, выписка, указывающая на отсутствие/наличие судимости и случаев уголовного преследования, медицинская справка о прохождении осмотра, для мужчин — документы воинского учёта. Дополнительно может понадобиться водительское удостоверение определённой категории (для трудоустройства водителем, курьером) или выписка о состоянии имущества (для оформления на государственную службу). Отсутствие прочих бланков не является преградой для процесса приема сотрудника на работу.

Важно знать

Кадровик должен познакомить новоиспечённого сотрудника не только с должностными инструкциями, но и с нормативными актами, касающимися его непосредственной деятельности. Работнику нужно поставить подпись и дату в перечисленных выше документах. Это будет свидетельством о факте его ознакомления с информацией, изложенной в них. Таким образом, ему предоставляется возможность узнать, чем он будет заниматься, какие требования к нему будут предъявляться на предприятии, до начала трудовой деятельности. При этом для ознакомления предоставляются не все акты, а только те, что касаются его непосредственной работы. А именно:

  • внутренний трудовой распорядок;
  • нормативные акты по оплате профессиональной деятельности;
  • положение о приватных данных;
  • правила охраны труда и проч.

Перечисленные выше акты предоставляются для ознакомления, только если таковые имеются на предприятии. В противном случае новый сотрудник подписывает заявление, договор и другие документы, предъявленные кадровиком.