Кадровики хорошо знают, как происходит процедура приема на работу. Однако этот процесс связан с большим количеством нюансов, которые следует учесть. Кроме того, он требует системного подхода, то есть специалист должен соблюдать определённую схему. Незначительная оплошность, допущенная при трудоустройстве, влечёт много проблем для отдела кадров и всего предприятия со стороны прокуратуры и других уполномоченных органов власти. Рассмотрим более подробно, как происходит процедура приема на работу, в чём её особенности, на какие нюансы нужно обратить должное внимание.
Процесс приема на работу — комплекс мероприятий, начинающихся с подачи профильным менеджером заявки в отдел кадров на трудоустройство компетентного специалиста. В маленьких компаниях он существенно упрощён. В структурах, где нет специализированного подразделения, процедура приема на работу сотрудника чаще всего ложится на плечи руководителя отдела, в котором не хватает работника, или на директора предприятия.
В любом случае сотрудник приступает к исполнению должностных обязанностей после прохождения следующих этапов:
Прежде чем кандидатура будет согласована, он и кадровый работник должны выполнить ряд обязательных мероприятий.
Поиск нового сотрудника начинается после подачи заявления начальника подразделения в отдел кадров. Чтобы вакансия была быстро закрыта, руководителю нужно указать профессиональные и личные качества, присущие потенциальному соискателю. После этого кадровый работник выполняет следующую пошаговую процедуру:
Последнее слово о приёме на работу подобранного претендента оглашает начальник структурного подразделения. Кадровик только подготавливает кандидатов и занимается оформлением необходимых бланков.
Чтобы процедура трудоустройства прошла согласно требованиям законодательства РФ, соискатель проходит 5 обязательных этапов:
Соискателю необходимо предварительно подготовить перечень копий. В него входят: паспорт, свидетельство о страховании жизни, диплом или сертификат, подтверждающий получение высшего/среднего специального образования, а также прохождение тренингов и курсов, выписка, указывающая на отсутствие/наличие судимости и случаев уголовного преследования, медицинская справка о прохождении осмотра, для мужчин — документы воинского учёта. Дополнительно может понадобиться водительское удостоверение определённой категории (для трудоустройства водителем, курьером) или выписка о состоянии имущества (для оформления на государственную службу). Отсутствие прочих бланков не является преградой для процесса приема сотрудника на работу.
Кадровик должен познакомить новоиспечённого сотрудника не только с должностными инструкциями, но и с нормативными актами, касающимися его непосредственной деятельности. Работнику нужно поставить подпись и дату в перечисленных выше документах. Это будет свидетельством о факте его ознакомления с информацией, изложенной в них. Таким образом, ему предоставляется возможность узнать, чем он будет заниматься, какие требования к нему будут предъявляться на предприятии, до начала трудовой деятельности. При этом для ознакомления предоставляются не все акты, а только те, что касаются его непосредственной работы. А именно:
Перечисленные выше акты предоставляются для ознакомления, только если таковые имеются на предприятии. В противном случае новый сотрудник подписывает заявление, договор и другие документы, предъявленные кадровиком.