Персонал - что это такое? Подготовка и управление

Персонал – «двигатель» сильной кадровой политики

Как бы ни пытались машины и компьютеры вытеснить ручной труд, это просто нереально. Искусственный интеллект никогда не сравнится с возможностями человеческого разума. И даже если некоторые профессии уже исчезли с рынка труда, люди всегда придумают другие. Каждое предприятие нуждается в личностях. И это основа успеха. Персонал – это совокупность работников, которые обеспечивают развитие организации. Это люди разных профессий, квалификаций, категорий. Мужчины и женщины с разной ментальностью, нравами и мировоззрением – всегда очень сложный объект управления.

Одному из самых эффективных менеджеров и управляющих бизнесом Ли Якокка принадлежит фраза: «Персонал предприятия – это как футбольная команда: ребята должны играть как единая команда, а не скопище ярких личностей».

Персонал - что это такое? Подготовка и управление

 

Из кого состоит

Определение «персонал» включает в себя всех, кто причастен к трудовому процессу:

  • трудящихся на постоянной основе;
  • работающих удалённо;
  • оформленных по совместительству;
  • находящихся в командировках, отпуске, на больничном.

Каждый из них – это часть единого целого. И только вместе они позволяют предприятию полноценно функционировать.

Секрет успеха

Персонал организации можно сравнить с большим пазлом: потеря одного элемента портит картину. Когда все работают слаженно, как часы, тогда и результат очевиден. Успех предприятия полностью зависит от организации рабочего процесса, качества выполнения поставленных задач и желания двигаться вперёд. Чтобы труд был продуктивным, каждый сотрудник должен:

  1. Быть:
    • образованным;
    • трудолюбивым;
    • ответственным;
    • настойчивым;
    • инициативным;
    • исполнительным.
  2. Уметь:
    • выполнять поставленные задачи качественно;
    • работать в команде;
    • прислушиваться к другим;
    • решать текущие проблемы.
  3. Хотеть:
    • развиваться;
    • достичь большего;
    • помогать коллегам.

Со стороны руководства – таких сотрудников нужно ценить и вознаграждать. Премии и заработная плата должны соответствовать вложенным усилиям работников в развитие предприятия.

Персонал - что это такое? Подготовка и управление 

Классификация штата

Исходя из обязанностей, которые возлагаются на каждого участника рабочего процесса, можно выделить следующие виды персонала:

  1. Руководители. Кадры, которые управляют предприятием и всеми его структурными подразделениями.
  2. Специалисты. Это те, кто занимается подготовкой, организацией производства, сопровождает и контролирует каждый этап, отвечает за реализацию продукции.
  3. Служащие. Сюда относятся исполнители. Они выполняют всю бумажную работу, ведут учёт, статистику, контролируют само производство.
  4. Рабочие. Основная часть персонала, которая непосредственно создаёт продукт.
  5. Штат охраны. Те, кто обеспечивает сохранность имущества, а также защищает всех, кто причастен к процессу производства.
  6. Обслуживающий персонал. Это лица, которые следят за чистотой и помогают создать все условия для продуктивного труда.

Каждое «звено» незаменимо. Иногда самая незаметная работа имеет огромное значение для получения результата.

Особенности подготовки

До недавнего времени набор кадров осуществлялся на основе уже имеющихся у него знаний и умений. Сегодня же огромное внимание уделяется подготовке персонала организации. Нужно чётко понимать, что повышение квалификации – это не просто заимствование опыта у сотрудников. Существуют специальные школы, институты и научные центры, где обучают уже состоявшихся специалистов. Период подготовки длится от 1 дня до 2 лет, в зависимости от специфики и занятости.

Чтобы соответствовать современному уровню производства или управления, существует 4 способа обучения:

  1. Профессиональное – делится на начальное, среднее и высшее. Профподготовка рабочих или специалистов, по завершении которой ученик получает подтверждающий документ. Срок обучения – от 1 до 6 лет.
  2. Повышение квалификации – проходит на специальных курсах, факультетах, при школах и институтах менеджмента. Длится от 1 дня до года.
  3. Переподготовка – нацелена на усовершенствование имеющихся познаний в конкретной отрасли или на получение дополнительной профессии, второй специальности. Выполняется в учебных заведениях и длится от двух месяцев до двух лет.
  4. Послевузовское образование – чаще всего это овладение научной степенью аспиранта, доктора, профессора. Для этого понадобится от двух до четырёх лет.

Обретать новые знания и умения необходимо не только специалистам, но и руководителям, рабочим, служащим и даже техническому штату. С хорошей подготовкой персонала, можно смело шагать в ногу со временем, не позволяя последним научным достижениям и разработкам обойти вас стороной.

 Персонал - что это такое? Подготовка и управление

Не энтузиазмом единым

Ни для кого не секрет, что от уровня оплаты труда зависит его продуктивность и результативность. При трудоустройстве она всегда оговаривается и утверждается договором. Законодательством гарантируется минимальная сумма оклада. Но по факту размер дохода у всех разный. На то есть свои причины. Заработная плата зависит от:

  • квалификации работника;
  • должности;
  • качества труда;
  • сложности выполняемой работы;
  • предоставленных ему условий;
  • затраченного времени.

Важна также мотивация. Это процесс стимулирования коммерческого персонала, который направлен на достижение общих целей предприятия или конкретного работника. Стимулы могут быть материальными или моральными. Недооценивать каждого из них не стоит.

И на заметку руководителям: «Выплата, превзошедшая ожидания, может привести к проявлению взаимности в форме большей производительности», Дипак Малхотра (экономист, писатель).

Около 95% успеха любого предприятия зависит именно от правильного управления рабочим персоналом: его подбора, подготовки, расстановки, и использования. Сильная кадровая политика – это не только профессиональный коллектив, но и повседневная практическая деятельность по его управлению.