При приобретении любого тарифа в ноябре — размещение вакансии на сайте юла в течение 30 дней бесплатно

Как правильно провести собеседование

В поисках идеального кандидата

«Секрет удачного выбора сотрудников прост – надо находить людей, которые сами хотят делать то, что бы вам хотелось от них», Г. Селье.

Собеседование – ответственный этап найма как для соискателя, так и для работодателя. Выбрать сотрудника, который будет производительно работать и займёт правильную «нишу» на предприятии, совсем непросто. Очень часто во время беседы звучит множество лишних вопросов, которые не дают до конца понять, подходит человек на должность или нет. Чтобы не тратиться на бессмысленное общение и получать максимум полезной информации от кандидата, мы поясним, как проводить собеседование при приёме на работу.

 Как правильно провести собеседование

Как узнать больше

Чем лучше должность, тем сложнее отбор. Современные работодатели постепенно отходят от структурированной беседы, где зачастую не удаётся до конца «раскусить» собеседника. Череда заранее подготовленных вопросов и точные формулировки не всегда позволяют получить достоверную информацию. Им на смену приходят новые типы собеседования:

  1. Проективное. Заключается в постановке соискателю абстрактных вопросов, например: какая мотивация для людей самая эффективная? Отвечая на них, человек подсознательно рассказывает о себе. Такая методика позволяет проверить модель поведения кандидата и узнать о его жизненных приоритетах.
  2. Опрос по пунктам. Требует основательной подготовки работодателя. Нужно заранее сформировать набор моделей компетенций, которые важны для будущего сотрудника: личные качества, профессиональные знания и умения, навыки, привычки, достижения. В ходе беседы нужно оценивать каждый пункт по пятибалльной шкале. В итоге проведения собеседования с кандидатом получится наглядное изображение всех его способностей.
  3. Ситуационное (Case-интервью). Состоит из заранее смоделированных вопросов-заданий. Соискатель должен принять определённое решение и находить выход из ситуации. Этот метод позволяет оценить имеющиеся знания и навыки специальности, стрессоустойчивость, способность к обучению.
  4. Провокационное. Используется для тех профессий, где работать приходится в стрессовых условиях. Может проводиться в любом формате и месте. Главная цель – убедиться в стойкости психики, способности быстро реагировать, правильно применять свои знания и навыки на практике.

Чтобы правильно провести собеседование при приёме на работу, допускается также использование нескольких типов собеседования. Это позволяет рассмотреть человека со всех сторон, и убедиться в его соответствии предложенной вакансии.

 Как правильно провести собеседование

Секреты общения

Чтобы с первых слов расположить к себе человека, важна манера разговора. Соискатели на собеседовании зачастую слишком нервничают. Поэтому руководителю нужно приложить максимум усилий, чтобы создать спокойную атмосферу беседы. Для этого необходимо:

  • держать активный и приподнятый эмоциональный настрой;
  • быть доброжелательным;
  • говорить только правду, не давать ложных обещаний;
  • придерживаться делового стиля общения;
  • проявлять инициативу;
  • больше слушать, чем говорить.

Категорически недопустимы:

  • опоздания;
  • критика;
  • высказывание открытых подозрений в неправдивости информации;
  • проявление неуважения или незаинтересованности;
  • большое количество закрытых вопросов, которые требуют однозначного ответа.

Во время беседы следите за невербальными знаками: мимикой, жестами, позами. Это позволит больше узнать о человеке и избежать проблем, возникающих на собеседовании.

 Как правильно провести собеседование

Правила поведения

Чтобы разговор прошёл максимально эффективно и персонал предприятия пополнился настоящим «ценным» кадром, проводить интервью лучше непосредственно самому руководителю. Только он на 100% знает, кого ищет. Никакие менеджеры по персоналу, рекрутёры или эйчары не справятся с этой задачей. А чтобы не допустить главных ошибок на собеседовании, прислушайтесь к некоторым рекомендациям экспертов:

  1. Работодателю нужно подготовиться. Помимо выбора формата беседы и основных вопросов, нужно сформулировать описание вакансии. Только поставив чёткую цель, можно её достичь.
  2. Оставьте «кнут» на потом, на собеседовании нужен «пряник». Постарайтесь помочь соискателю справиться со стрессом, который непременно будет присутствовать у кандидата. Не теряйте человечности и уважения.
  3. Не отклоняйтесь от темы. Если собеседник пытается перехватить инициативу ведения интервью на себя, это значит: или он нарочно увиливает от ответа, или просто нервничает.
  4. Следуйте структуре беседы. Это позволит не упустить важных моментов и получить всю необходимую информацию.
  5. Избегайте размытых формулировок. Честность – качество, которое должно занимать первое место на собеседовании как со стороны соискателя, так и работодателя. Китайская мудрость гласит: «Не нанимай человека, которому не доверяешь, и доверяй человеку, которого нанял».
  6. Дайте возможность кандидату презентовать себя. Для этого понадобятся всего лишь три вопроса:
    • «Кто вы сейчас?»;
    • «Какова цель в жизни?»;
    • «Какие у вас достижения (желательно в цифрах)?».
  7. Делайте паузы. Услышав ответ на очередной вопрос, не спешите задавать следующий. Дайте несколько секунд собеседнику, чтобы оценить сказанное. Очень часто продолжение намного интереснее и содержательнее начала.
  8. Конспектируйте услышанное. Если собеседование проводилось не одно, легко забыть или перепутать что-то очень важное. Записав основные тезисы, преимущества и недостатки каждого кандидата, руководитель будет иметь возможность пересмотреть свои заметки.
  9. Ловите момент и учитесь сами. Во время непринуждённой беседы от соискателя можно получить много полезной информации. Например, узнать, как обстоят дела у конкурентов, какие особенности управления в других компаниях, что происходит на рынке, или убедиться, что на некоторых предприятиях есть проблемы ещё хуже ваших.

По окончании интервью обязательно дайте возможность кандидату задать свои вопросы. Обратите внимание, что первым делом человек будет спрашивать о том, что для него главное. Если его интересует повышение квалификации или наличие перспективных задач, это хорошо. Но если сразу речь пойдёт о режиме работы, отпуске, оплате больничных и других социальных благах, – это тревожный сигнал.

После собеседования работодателю необходимо сделать выводы. Оценить кандидата нужно по трём критериям:

  1. Соответствие должности: наличие опыта, специальности, знаний.
  2. Мотивация к желаемой работе.
  3. Сходство характера и личных качеств с корпоративной культурой организации.

И лишь проведя детальный анализ, можно брать к себе на работу нового сотрудника. По завершении конкурса, непременно сообщите тем, кто не прошёл отбор, о своём решении. Не забывайте, что от того, как было проведено собеседование с кандидатом на работу, зависит имидж компании, репутация начальника и успех бизнеса.