Исследование показателей эффективности управления персоналом или HR-бенчмаркинг

Показатели эффективности в цифрах

Одной из составляющих успеха любой компании является эффективное управление персоналом. Принимая решение о приёме на работу или увольнении, назначении на должность, повышении зарплаты, обучении и других подобных действиях, руководитель ориентируется на рекомендации и предложения кадровиков. От того, насколько обоснованными они будут, зависит прогресс предприятия.

Тем не менее говорить об эффективности управления персоналом без специальных исследований нельзя. Только цифры могут убедить в результате. Отказываясь от HR-бенчмаркинга, нельзя увидеть реальную картину деятельности управленцев.

Исследование показателей эффективности управления персоналом или HR-бенчмаркинг

Особенности HR-методики

Рыночные отношения изменили представления о возможностях человеческих ресурсов, технологиях управления и результативности различных методов воздействия на персонал. Вместе с тем появились новые методы изучения эффективности деятельности различных подразделений. Один из них – HR-бенчмаркинг.

Исследовательская методика включает:

  • сравнение показателей управления нескольких компаний;
  • сопоставление эффективности деятельности HR-отделов в различных подразделениях одной структуры;
  • изучение вопроса в ретроспективе конкретной компании.

Такой подход даёт возможность получить реальные цифры, которые помогут выявить слабые места, подтвердить обоснованность проведённых мероприятий, убедиться в их эффективности.

Провести такое исследование могут только специально обученные методике люди. Обычно к этому привлекают специалистов извне, поскольку для небольших компаний содержать такой персонал невыгодно.

Объекты сравнительного изучения

Чтобы определить степень эффективности деятельности отдела по управлению человеческими ресурсами, проводится сравнение её по отрасли, численности, расходам. Соответственно, в сравнительном отчёте отражается:

  • сколько человек и подразделений задействовано в работе с персоналом;
  • каковы затраты на оплату труда, обучение, повышение квалификации и т. п.;
  • насколько значительна текучесть кадров;
  • как быстро заполняются вакансии.
  • высока ли степень удовлетворённости персонала.

Изучение результатов работы компаний-конкурентов даёт точное представление о перспективах собственного предприятия и помогает внести коррективы в работу подразделений по управлению персоналом.

HR-бенчмаркинг – это изучение лучших практик, что немаловажно для крупных и развивающихся компаний. С помощью сравнительных показателей можно определить перспективы собственного развития и откорректировать систему управления. Зная общую эффективность труда, сравнивая её в различных подразделениях, оценивая аналогичные показатели конкурентов, удастся:

  • сделать вывод о продуктивности работы HR-отделов;
  • подобрать эффективные способы мотивации;
  • создать оптимальную модель управления человеческим ресурсом;
  • отрегулировать затраты, повысив производительность труда.

Исследования проводятся на нескольких уровнях: внутреннем, региональном, отраслевом. Может рассматриваться результативность в целом или на отдельных участках компании/предприятия.

Кроме общей эффективности труда, в отчёте указываются:

  • особенности вознаграждений;
  • тактика работы с персоналом: подбор, обучение, адаптация, вовлечённость, мотивация;
  • формирование кадрового резерва.

HR-бенчмаркинг – это ориентация на лидеров, внедрение лучшего опыта, поиски путей повышения конкурентоспособности.

Задаваясь вопросом о том, можно ли обойтись без HR-бенчмаркинга, ответ нужно искать в спорте: это то же, что рассчитывать на победу, не изучив тактику соперника.